Какие бывают домкраты?

Какие бывают домкраты?

Домкра́т (от нидерл. dommekracht) - стационарный, переносный или передвижной механизм для подъёма опирающегося на него груза. Домкраты бывают реечные, винтовые, гидравлические, клиновые и пневматические.

Вначале опишем главные характеристики, плюсы и минусы разных типов домкратов, то есть все то, что нужно учитывать при подборе такого востребованного автомобильного аксессуара.

Главные характеристики домкрата:

  •       Грузоподъемность — максимальное усилие, развиваемое домкратом (обозначается в килограммах или тоннах).
  •    Подхват — часть домкрата, предназначенная для упора в автомобиль. Он может быть сделан в форме откидного стержня (у винтовых и многих реечных) или жесткозакрепленного кронштейна, именуемого подъемной пятой (гидравлические, ромбические и др.).
  •      Опорная площадка — нижняя опорная часть домкрата. К ней предъявляются два требования. Первое — предотвращать боковое сползание (достигается за счет формы поверхности). Второе — гарантировать малое вдавливание в грунт при заданной грузоподъемности.
  •       Наименьшая (начальная) высота подхвата — меньший промежуток по вертикали от опорной площадки до подхвата в его нижнем рабочем положении.
  •       Наибольшая высота подъема — наибольшее расстояние по вертикали от опорной площадки до подхвата при поднятии груза на полную высоту.
  •       Максимальный рабочий ход — наибольшее перемещение подхвата по вертикали от нижнего до верхнего положения.
  •     Усилие на приводной рукояти — сила, кою нужно прикладывать при поднятии груза. Данный параметр исходит от веса поднимаемого автомобиля и вида домкрата. У некоторых типов меняется в ходе подъема.
  •     Устойчивость — способность домкрата сохранять рабочее положение при действии сил, стремящихся сдвинуть автомобиль в продольном или поперечном направлении. Эти силы могут появиться при неверной установке (наклоне) домкрата, из-за наклона дороги или мощного порыва ветра. Устойчивость в главным образом зависит от площади опорной части и от того, насколько жестко она соединена с прочими деталями домкрата. 
  •       Универсальность — приспособленность домкрата для поднятия автомобилей всех типов при разных способах их установки.


Виды домкратов:

        Винтовые домкраты.

 Большинство автолюбителей называют их «жигулевскими», так как уже более 30 лет именно винтовыми домкратами оснащаются заднеприводные ВАЗы, а с 1977 года «удлиненная» версия входит в инструментальный набор «Нивы».

        Грузоподъемность винтовых домкратов от 0,5 до 1 тонны. Функции несущих элементов выполняют стальной корпус и винт малого диаметра. Вращающий момент от приводной рукоятки передается на винт через конические шестерни. В зависимости от направления вращения рукоятки винт поднимает или опускает откидной подхват.

        Для подхвата на днище автомобиля предусмотрены специальные проушины, которые в силу своего неудачного расположения постоянно забиваются грязью, а зимой еще и обмерзают, что лишает возможности поднять автомобиль.

        После нескольких «соленых» зим проушины могут настолько ослабнуть из-за коррозии, что при поднятии автомобиля попросту лопнут по шву, и машина рухнет на землю. Догадаться о том, чем это грозит водителю, думаем, нетрудно. Берегите руки, господа!

        При подборе винтового домкрата владельцу «Нивы» нужно обратить свое внимание на маркировку: домкрат для «классики» — 2101-3901250 (максимальная высота подъема 470 мм), для «Нивы» и ее модификаций — 2121-3901250 (максимальная высота подъема 510 мм). Иначе при помощи штатного домкрата «Жигулей» на «Ниве» получится заменить лишь передние колеса. А все потому, что задняя подвеска вазовского внедорожника имеет больший свободный ход, и домкрат 2101-3901250, поднятый на максимальную высоту, не будет отрывать задние колеса от земли.

Плюсы: небольшое и стабильное усилие на приводной рукоятке, значительный рабочий ход и максимальная высота подъема, малый вес и не высокая стоимость.

Минусы:  малая площадь опоры , а следовательно, недостаточная устойчивость, большие габаритные размеры.

 

 Реечные домкраты

Этими домкратами оснащали старые модели автомобилей, такие как ГАЗ-21 «Волга», их грузоподъемность составляла 0,5 и более тонн. Главный несущий компонент конструкции — односторонняя зубчатая рейка, по ней передвигается корпус храпового механизма с закрепленным на нем откидным подхватом. Меняют направление движения при помощи переключателя «вверх-вниз». 

        Нынешние модели грузоподъемностью 2—2,5 тонны и более могут поднять автомобиль на высоту 1 метр (и это не предел!), так же, из за наличия специальных петель, их можно использовать как ручные лебедки. Вышеперечисленное высоко оценили любители off-road, согласившиеся с весом в полтора — два десятка кг и метровыми размерами реечных домкратов.

Плюсы: большой рабочий ход и максимальная высота подъема, постоянное усилие на протяжении всего рабочего хода.

Минусы: большая масса и размеры (особенно у современных моделей).    


Стоечно-винтовые домкраты

        Этими домкратами оснащают в основном «Газели» и УАЗы, а их грузоподъемность лежит в пределах от 0,8 до 3 тонн. 

        Несущих компонентов два, это — корпус и винт большого сечения. По конструкции стоечно-винтовые домкраты разделяются на одновинтовые и двухвинтовые.

        Суть работы одновинтовых домкратов состоит в следующем: приводная рукоятка через коническую пару шестерен вращает опорную гайку относительно корпуса, выдвигая винт с подъемной пятой. У двухвинтовых опорной гайкой является сам корпус. Внутрь винта большого диаметра вкручен второй с более крупной резьбой другого направления. Вращение приводной рукоятки через храповой механизм передается винту большого диаметра, и он выдвигается из корпуса, при этом из него выдвигается другой винт, увеличивая высоту подъема.

Плюсы: жесткость конструкции, отличная устойчивость.

Минусы: большой вес и начальная высота подъема, малая высота подъема (для одновинтовых).


Рычажно-винтовые домкраты

        Такими домкратами оснащаются переднеприводные ВАЗы «восьмого» семейства. Однако такие домкраты можно назвать универсальными, потому, что они используются для поднятия почти любого авто, вес коего не превышает 1 тн (грузоподъемность не более 0,7—0,8 тонны). 

        Несущие компоненты: силовой винт и два рычага (верхний и нижний).

        На верхнем расположен подхват и гайка винта, а на нижнем шарнирно-закрепленный упор для винта и опорная площадка.

        Суть работы заключается в следующем: вращение приводной ручки увеличивает угол между нижним рычагом (с опорной площадкой) и верхним рычагом (на коем находится подхват),  обеспечивая подъем.

Плюсы: небольшой вес и начальная высота подъема, большой рабочий ход.

Минусы: плохая устойчивость и недостаточная жесткость конструкции, повышенное усилие на рукоятке в начале подъема.  

 

Гидравлические домкраты

Такие домкраты именуют  «тяжелой артиллерией» — грузоподъемность от 1 до нескольких сотен тонн. Их используют при ремонтных работых грузовых автомобилей и иной тяжелой техники. По типу конструкции разделяют на одно- и многоплунжерные. 

        Главные несущие состовляющие: корпус, выдвигаемый поршень (плунжер) и рабочая жидкость (обычно масло). Корпус производит две функции: является направляющим цилиндром для поршня и емкостью для рабочей жидкости. В плунжер вворачивается винт с подъемной пятой, тем самым, выворачивая винт,так же , при необходимости, можно увеличить максимальную высоту подъема.

        Усилие от приводной рукоятки передается через рычаг на нагнетательный насос. При движении вверх жидкость из резервуара всасывается в полость насоса, а при нажатии нагнетается в полость рабочего цилиндра, выдвигая плунжер. Обратному перетеканию жидкости мешают клапаны (всасывающий и нагнетательный). Для опускания груза необходимо отвернуть запорную иглу, при этом жидкость вытесняется из полости насоса обратно в емкость.

        Гидравлические домкраты при всей своей мощи считаются одни из самых прихотливых. К примеру, для поддержания домкрата в рабочем состоянии нужно постоянно следить за уровнем масла, контролировать  герметичность сальников и клапанов. Транспортировать и хранить эти домкраты можно лишь в вертикальном положении, в противном случае рабочая жидкость (масло) вытечет из резервуара.

Плюсы: жесткость конструкции, хорошая устойчивость, небольшое усилие на приводной рукоятке

Минусы: большая масса и начальная высота подъема, сложное устройство, малый рабочий ход (для одноплунжерных), высокая стоимость.

  Ромбические домкраты

как правило встречаются два вида: механические (винтовые) и гидравлические. Механическими домкратами такого типа в свое время оснащались переднеприводные автомобили «Москвич». 

        Грузоподъемность находится в пределах от 0,7 до 2 тонн.

        Несущими компонентами в этой конструкции являются четыре шарнирно-соединенных рычага, образующих ромб .

        Подъем груза осуществялется за счет изменения углов между рычагами, что  приводит к увеличению/уменьшению расстояния между подхватом и опорной площадкой.

Плюсы: жесткость конструкции, большая опорная поверхность, универсальность.

Минусы: малый рабочий ход, повышенное усилие на приводной рукоятке (для механических), высокая стоимость и большая масса (для гидравлических).

  Комбинированные рычажно-винтовые домкраты

По сути это что-то среднее между рычажным и ромбическим домкратом. Сейчас ими оснащают семейство вазовских «десяток». В сравнении с рычажными у этих домкратов большая грузоподъемность — около 1 тонны, а принцип работы практически одинаков. 

Плюсы: небольшие  начальная высота и вес, компактность (при желании домкрат можно уместить в 13-дюймовую «запаску»).

Минусы: плохая устойчивость, повышенное усилие на приводной рукоятке, малая жесткость конструкции.


Подкатные домкраты

        Это исключительно гаражное или сервисное оборудование, применять их на дороге (а тем более под уклоном) не стоит, скорее всего домкрат сломается. Грузоподъемность от 2 тонн и более. 

        По сути  является гидравлическим домкратом измененной конструкции: низкий стальной корпус на небольших колесиках, из которого рычаг с подъемной пятой выдвигается плунжером. Обычно, для удобства эксплуатации комплектуются длинной приводной ручкой, за счет чего снижается прикладываемое усилие и появляется возможность производить все операции с домкратом стоя.

Плюсы: хорошая устойчивость, небольшая начальная высота, жесткость конструкции, невысокое усилие на приводной рукоятке.

Минусы: высокая стоимость, возможность работы только на ровном и твердом покрытии, большая масса.

        В нашем магазине представлен широкий выбор домкратов разных видов для различных задач. Если у Вас возникли вопросы - наши менеджеры с удовольствием ответят на них. Мы поможем Вам подобрать оптимальный для Вас вариант: +7 (812) 649-01-45.


28.04.2018 46 0

Комментарии

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст!

Ошибка в тексте

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен!